ШКОЛА ЖИЗНИ — СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ

День 17 февраля, начиная с 2016 года, является официальным праздником Российских студенческих отрядов. Произошло это после подписания соответствующего Указа президента РФ. А начиналось все с далекого 1959 года, когда первые отряды студентов-добровольцев отправились на освоение целинных земель в Казахстан. Через это общественное молодежное движение прошло не одно поколение советских граждан. Расцвет его приходится на 70-80-е годы, когда состояло в нем до 800 тысяч юношей и девушек. Среди выпускников «школы жизни» — так еще называют студенческие строительные отряды — немало известных людей: президент Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, телеведущий Леонид Якубович и многие другие.

Третий трудовой семестр

В нашей области отряды создавались на базе крупных учебных заведений — институтов, их было всего три: политехнический и два педагогических, — и техникумов. Липецкие студенты работали по всей стране и даже за ее пределами, выезжали на Сахалин и в город-побратим Котбус. Собирали кофе в Никарагуа, в Болгарии — виноград. Общее руководство осуществлял областной штаб стройотрядов: готовилась дислокация, подписывались договоры с работодателями, связывались с министерствами и ведомствами.

Недавно в «Липецкой газете» увидел фотографию членов штаба 80-х годов и среди них своего однокурсника, Александра Преображенского. Учились мы на историческом факультете Липецкого пединститута. На истфаке было два отряда: «Русь-1» и «Русь-2». Уже накоплен был солидный опыт работы, сложились определенные традиции, ребята хорошо зарабатывали, поэтому и желающих вступить в отряд было немало, в том числе и с других факультетов. Так что,  включение нашего представителя в состав областного штаба являлось вполне закономерным.

Есть на Волге городок

После окончания первого курса, нас, восемнадцатилетних студентов, приняли в стройотряд. И сразу дальняя поездка. Нечерноземье объявили ударной комсомольской стройкой. В Поволжье молодежь помогала строить жилье, животноводческие помещения, социальные и многие другие объекты. И, как оказалось, помощь требовалась не только в строительстве, рабочих рук не хватало и на производстве. Но об этом чуть позже.

До Москвы доехали с комфортом в фирменном липецком поезде, а дальше, также по железной дороге, до Чебоксар. Конечный пункт назначения — город Козьмодемьянск республики Марий Эл, до которого быстро добрались по водной глади великой русской реки. Сообщение там и пассажирское, и грузовое в основном осуществлялось по Волге. От пристани отчалил теплоход, через полтора часа мы сошли на такую же деревянную пристань. Козьмодемьянск — типичный волжский городок, основанный еще в 16 веке. Много старых деревянных домов, дощатые тротуары. Поселили нас в интернате, опустевшем на время летних каникул. В распоряжение наших поваров была предоставлена кухня с набором посуды. Готовили горячую еду три девушки, освобожденные от другой работы. В отряде также находился врач, студентка Воронежского мединститута. Командир и комиссар больше решали организационные вопросы, заполняли наряды, но и на объектах работали наравне со всеми. Да, был еще «трудный» подросток, — обязательно такого принимали в отряд на воспитание, — почти одного с нами возраста, и поблажек ему не давали. Воспитывался тяжелым физическим трудом. Таким образом общая численность составляла порядка сорока бойцов.

Заключен был субподрядный договор с местной строительной организацией. Понятно, что поручали нам самую тяжелую малоквалифицированную работу. Много земли пришлось перекидать лопатой, заливали бетон на полах и битум на крышах, разгружали баржу с цементом. Но в то же время за два месяца те,  кто хотел, освоили азы массовых строительных профессий: стропальщика, каменщика, плотника, научились управляться с оборудованием.

Довелось поработать и на городском хлебозаводе. Дело в том, что на предприятии не хватало рабочих, привлекали из других организаций. Ходили в ночную смену по графику. Надо было брать со стеллажей и высыпать в высокий ларь 60 килограммовые мешки с мукой. К утру валились с ног, но молодость все списывала. Разгружали и мешки с ячменем на пивзаводе, помогали местному колхозу в прополке бахчевых культур.

Но и про отдых не забывали. Купались в реке, в выходные дни ездили на экскурсии в Нижний Новгород и в столицу республики — город Йошкар-Олу. На День строителя организация зафрахтовала теплоход и — на целый день в круиз по Волге, с заходом на базу отдыха. В общем, яркие впечатления остались до сих пор.

Важно и то, что стройотряд давал возможность студенту заработать. На руки каждый из нас получил около пятисот рублей — очень хорошие по тем временам деньги.

Нас водила молодость

В Марийскую АССР мы больше не ездили, работали на территории области. В Добровском районе липецкая ПМК строила рыбопитомник. Вместе с кадровыми рабочими трудились бойцы отряда «Русь». Недалеко от села Каликино, где мы жили в еще не принятом в эксплуатацию новом многоквартирном доме, закладывался целый комплекс прудов. Гудели скрепера, расчищали ложе искусственных водоемов и насыпали земляные дамбы. Укреплялись плотины, устанавливалась запорная арматура. Рядом чудесное место — заросшая кувшинками речка, где вечером хорошо было посидеть с удочкой.

Еще один трудовой семестр, уже после четвертого курса, прошел в городе, так и прожили лето в своем институтском общежитии. А договор был с дорожной организацией, которая располагалась где-то в районе «кольца» Трубного завода. Мы ездили туда на обед, в ведомственную столовую. Фронт работ нам определи на лебедянской автотрассе. Меняли «отбойники» на мостовой развязке, вкапывали столбики и знаки, бетонировали площадки для пропуска талых вод, красили и приводили в порядок всю дорожную инфраструктуру. Романтики здесь уже никакой не было, просто изнурительная на жаре работа. Стройотрядовское движение в то время приветствовалось и поддерживалось, бойцы пользовались некоторыми льготами. Так, двоим в отряде выделили путевки в Румынию, три недели в международном молодежном лагере на берегу Черного моря, в бархатный сезон, стали прекрасным отдыхом.

***

В 2004 году в стране началось возрождение студенческих строительных отрядов. Липецкая область официально включилась во всероссийскую систему ССО в 2011 году. В регионе действуют несколько направлений —строительное, педагогическое, сервисное, оперативное, проводники и энергетики.