С 14 марта текущего года вступили в силу изменения в российское законодательство, касающиеся порядка организации и проведения выборов. Об этом сегодняшнее интервью с председателем территориальной избирательной комиссии Тербунского района Вячеславом Лукашовым.
— Вячеслав Николаевич, что нового появилось в избирательном законодательстве?
— Если говорить в общих чертах, то упорядочена процедура дистанционного электронного голосования, упраздняются избирательные комиссии муниципальных образований, уточнены обязанности иноагентов и введены новые ограничения пассивного избирательного права для лиц, осужденных за экстремизм. Изменения также коснулись членов избиркомов с правом совещательного голоса.
— Поговорим об этом подробно.
— Прежде всего о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). До сих пор в федеральном законодательстве существовала лишь общая норма, закрепляющая возможность волеизъявления через интернет, а сама процедура каждый год утверждалась на уровне ЦИК России. Теперь наработанная за три года практика принимает очертания постоянных законодательных норм.
Дистанционное электронное голосование должно проводиться с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным Центральной избирательной комиссией РФ.
Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель или участник референдума должен обратиться на специальный портал в сети интернет (в том числе с использованием специального мобильного приложения) и пройти процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получить доступ к дистанционному электронному голосованию. Исключена возможность изменить свое решение и проголосовать повторно. Избиратель, получивший доступ к ДЭГ, не вправе получить бюллетень на избирательном участке, ДЭГ не заменяет традиционную форму голосования. При желании избиратель может по-прежнему голосовать на избирательном участке. У человека появляется выбор: голосовать традиционно или электронно.
— Важное изменение касается института членов комиссий с правом совещательного голоса.
— В ТИК и УИКах не будет членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В этом нет проблемы, так как появляется возможность увеличить число наблюдателей до трех человек на каждый день голосования как в участковые, так и в территориальные и окружные избирательные комиссии. Все это предоставляет достаточно широкие возможности наблюдателям для осуществления их полномочий в полной мере.
Наша общая с участниками выборов задача — укрепить доверие общества к выборам через усиление наблюдательского корпуса, в который должны входить квалифицированные, подготовленные люди, настроенные на конструктивную работу.
— Что вы скажете по поводу участия в выборах кандидатов-иностранных агентов и кандидатов, аффилированных с иноагентами?
— Избирком при проверке документов кандидата должен будет обратиться в Минюст, который в течение десяти дней обязан ответить, не имеет ли выдвиженец статуса иноагента или аффилированного с ним лица. Чтобы обеспечить такую проверку, Минюст будет вести единый реестр, в который будут включены не только физлица-иноагенты и граждане, признанные «иностранными СМИ-иноагентами», но и россияне, которые работают или работали в НКО-иноагентах либо являются или являлись сотрудниками СМИ-иноагентов. Кроме того, участников выборов обяжут маркировать используемые в агитации цитаты иноагентов (сейчас маркировать все предвыборные материалы должны только сами кандидаты-иноагенты), причем маркировка должна занимать не менее 15% от объема агитматериала.
— Какие ограничения предусмотрены для осужденных по экстремистским статьям?
— Экстремистские преступления, по сути, связаны с отрицанием правил, государственных институтов и процедур. Так что выдвижение таких кандидатов противоречит здравому смыслу. Законом вводится 5-летнее, со дня снятия или погашения судимости, ограничение пассивного избирательного права для граждан, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности.
— Как вы относитесь к нововведению об упразднении избирательных комиссий муниципальных образований?
— В этом нет ничего необычного. В нашей области муниципальные избирательные комиссии, как таковые, не формируются с 2017 года. Их полномочия возложены на территориальные избирательные комиссии. Это позволило проводить выборы на высоком профессиональном уровне, без нарушения закона, поскольку в территориальных избиркомах работают компетентные специалисты, имеющие большой опыт в организации выборных кампаний. К тому же возложение полномочий МИК на ТИК позволяет сэкономить бюджетные средства.
— Спасибо за интервью.
Комментарии
Оставить комментарий